тел: 8 800 300-56-35
Архитектурное освещение. Основные понятия. История возникновения
Выполненные проекты можно посмотреть тут >>>>>
- это направление светового дизайна, занимающееся художественной подсветкой фасадов зданий. Основная задача архитектурного освещения - создание запоминающегося образа здания, органично вписывающегося в общую концепцию ночного облика города. С помощью грамотно выполненной архитектурной подсветки можно подчеркнуть художественные особенности здания, выразительные архитектурные элементы, такие как барельефы, колонны, портики, наличники окон и пр., придать зданию нарядный вид в ночное время. Именно архитектурное освещение требует от специалистов светодизайнеров не только глубоких технических знаний, но и значительного творческого потенциала.
светодиодной подсветки зданий представляет собой визуализацию в трехмерных компьютерных программах предлагаемой концепции освещения. Исходя из требований заказчика и архитектурных особенностей здания, учитывая технические параметры подходящего для этих целей светотехнического оборудования, светодизайнер создает компьютерную модель подсветки фасада здания в темное время суток. Только специалисты высокого уровня могут гарантировать соответствие конечного результата нарисованной картинке. Для проектирования архитектурной подсветки существуют специализированные программы, позволяющие минимизировать разницу между задуманным и реализованным. Это прежде всего
DIALux и 3Dmax. Разработанная немецкой компанией DIAL GmbH, программа DIALux предназначена для выполнения светотехнических расчетов внутреннего и внешнего освещения.
Результаты расчета могут быть представлены в различных вариантах:
· общий трехмерный (3D) вид освещенного помещения;
· графическое изображение распределения освещенности;
· таблицы распределения освещенности, изолинии;
· график освещенности;
• визуальное и табличное отображение параметра энергооценки освещения;
· ведомость светильников и паспортные данные.
К оборудованию, используемому для организации архитектурного освещения, предъявляются совершенно иные требования, чем к тому, что применяется для внутреннего освещения. Главное требование, помимо растущей значимости эстетической составляющей, это высокая степень контроля и защищенность светотехнического оборудования от различного рода внешних природных воздействий и климатических условий. У световых приборов должен быть герметичный, устойчивый к механическим воздействиям корпус, без дополнительных швов, для предотвращения попадания влаги. Источники света должны иметь степень пыле- и влагозащиты не менее IP 65.
Архитектурное освещение зародилось в США после первой мировой войны. Преображение ночного облика Нью-Йорка произвело в 30-е годы 20 века фантастическое впечатление. Газета «Нью-Йорк Таймс» 1925 года напишет о Манхэттене, как о сказочной стране ночи, городе освещенных воздушных замков, и более того, сравнит зарождающуюся профессию светодизайнера с импрессионистами, работающими световыми кистями. Первые печатные статьи на тему современного архитектурного освещения датируются 1930 годом. Брошюра «Architectural Lighting», выпущенная фирмой «General Electriс» при содействии известных архитекторов тех лет, в основном была посвящена подсветке небоскребов. В буклете отмечалось, что освещение снизу вверх дает зрительное увеличение высоты и усиливает перспективу.
До начала 1960-х годов освещение в архитектуре играло второстепенную роль, однако количество работ по всему миру стремительно росло. В итоге развития направления светового дизайна возникла необходимость получения профильного образования, повышения мастерства и обмена опытом. С целью признания профессии независимых специалистов по дизайну освещения, а также с целью продвижения высоких стандартов освещения, в 1969 году была создана
Международная Ассоциация дизайнеров освещения (International Association of Lighting Designers,IALD).
В наши дни Ассоциация - это сообщество профессиональных дизайнеров освещения. Члены IALD должны соблюдать правила этики и не заниматься продажей или установкой осветительного оборудования. Члены IALD приглашались для работы над проектами самых узнаваемых в мире сооружений. IALD базируется в Чикаго, в её состав входят более 700 членов со всей Северной и Южной Америки, Европы, Азии и Австралии. Задачами IALD является установление самых высоких стандартов в профессиональном дизайне освещения и совершенствование мастерства архитектурной подсветки объектов.
Профессия светодизайнера, находясь на стыке различных дисциплин, уже получила мировое признание. Однако многие до сих пор не осознают, насколько обширна и многогранна область задач светодизайна и как велика ответственность этих специалистов.
не ограничивается лишь светотехническим проектированием и, соответственно, количественными световыми характеристиками. Оформление пространства светом, проектирование интерьера или экстерьера светом выходит за рамки традиционного понимания инженерных расчетов. Поиск оптимального совмещения эстетической и функциональной составляющей проекта одна из основных задач светодизайнера. Например, для коммерческих объектов кроме эстетической привлекательности архитектурное освещение приносит и практическую пользу - привлечение внимания и запоминаемость образа. В то же время, освещение должно быть не только привлекательным, но и выполнять свои основные функции. Другие актуальные задачи вытекают из вполне понятных требований к повышению энергоэффективности освещения. Здесь важно не упускать из виду правильный масштаб сокращения потребления электроэнергии без ущерба для качества освещения. Время ламп уходит, на смену им приходят гораздо более экономичные светодиоды.